Тамара Адильевна Блаева


Тамара Блаева - первая и пока единственная кабардинка, ставшая профессиональным композитором. И, вероятно, это было обусловлено генетически. Ведь она принадлежала к славному роду Блаевых, уже не одно поколение которых составляет цвет нашей национальной интеллигенции.

Ее предки -  Увжуко и  Карачай Блаевы - были известными просветителями, народными учителями, благодарную память о которых до сих пор хранят многие выдающиеся люди республики - их ученики. Кроме того, Карачай Блаев является одним из первых кабардинских драматургов. А его дочери - тети Тамары - Фуза и Ляна Блаевы, стали первыми кабардинками-учеными, кандидатами наук.

И как бы следуя фамильной традиции, Тамара избирает научное направление и специальность, исконно считавшуюся мужской.

Тамара Блаева родилась 14 мая 1950 года в Калининграде, в семье полковника медицинской службы. Человек высокой культуры и нравственности, ее отец Адиль Блаев - один из тех, кем гордится наша республика. С 1943 года он является командиром хирургического отделения 23-й артиллерийской дивизии. Адиль Гузерович принимал участие в боях под Москвой и Ленинградом и за боевые заслуги был награжден орденом Красного Знамени. После войны Адиль Блаев занимал должность главного врача в одном из госпиталей Прибалтийского военного округа. Он умер в 1981 году и похоронен на мемориальном кладбище г. Рига с воинскими почестями.

Мать Тамары, Людмила Владимировна - потомственный врач, личность артистичная и очень незаурядная. Она хорошо владела фортепиано, часто музицировала и сумела рано распознать творческую одаренность единственной дочери. А маленькая Тамара, обладая абсолютным музыкальным слухом, тянулась к инструменту и пыталась сочинять пеcенки и стихи.

В воспитании девочки большую роль играла бабушка - Гулизар Алимурзовна Блаева, - воплощение скромного благородства кабардинской женщины.

Вскоре семья переехала в Ригу. Тамара поступила в специальную музыкальную школу-десятилетку им. Э. Дарзиня при Латвийской консерватории, где занималась в классе фортепиано, а позже факультативно, и композицией. Затем Тамара продолжила обучение в Ленинградской консерватории на теоретико-композиторском факультете в классе известного композитора, профессора Владимира Успенского. Здесь она совершенствовалась в игре на фортепиано и пробовала освоить орган.

Благородный архитектурный облик северной столицы, ее высокая художественная культура, сама атмосфера консерватории, безусловно оказали огромное влияние на формирование взглядов юной девушки, ее духовное и профессиональное становление.

Окончив консерваторию в 1973 году, Тамара приезжает в Нальчик, на родину отца. Несколько лет она преподает музыкально-теоретические дисциплины в Нальчикском музыкальном училище, активно сочиняет музыку. Надо сказать, что для Тамары, воспитанной на европейской культуре и ментальности, процесс адаптации в новой среде с ее традициями и особенностями национальной психологии, не был простым. В ее юношеском представлении о Кавказе, составленном из рассказов отца, поэзии Лермонтова и коротких посещений, это был лишь манящий экзотический край.

И этот приезд на этническую родину, глубокий профессиональный интерес к национальным истокам, явились новым этапом в становлении творческой индивидуальности, в обогащении художественного мировоззрения.

Тамара бывала в кабардинских селах, знакомилась с бытом и обычаями горцев. Ее увлекло богатство народной музыкальной культуры, своеобразие адыгских мелодий, наигрышей и, особенно, танцев, представляющих собой слияние буйного свободолюбия и строгого благородства.

Чтобы совершенствовать свое композиторское мастерство, в 1975 году Тамара Адильевна вернулась в Ленинградскую консерваторию и поступила в аспирантуру в класс старейшего композитора и опытнейшего мэтра профессора Б.А. Арапова. Здесь она начала работу над своими крупными сочинениями - "Струнным квартетом" и "Концертом для фортепиано с оркестром", "Виолончельным концертом". Эти произведения уже отличает возросшее мастерство, современность музыкального языка, острота и напряженность драматургического развития.

Завершив учебу в аспирантуре, Тамара вместе со своим мужем - бывшим сокурсником, талантливым композитором из Вьетнама Нгуен Ван Намом - вернулаcь в Нальчик. Надо сказать, что этот творческий дуэт стал замечательным явлением в музыкальной жизни нашей республики. Союз композиторов Кабардино-Балкарии приобрел двух даровитых и высоко профессиональных мастеров, во многом обогативших нашу музыкальную культуру. Этому краю, ставшему второй родиной для Нама, он посвятил множество сочинений в различных жанрах. А его вершинное произведение "Адыгская симфония" признана одной из лучших симфонических страниц в кабардинской музыке.

Тамара и ее муж композитор Нгуен Ван Нам

В эти годы слушатели знакомятся и с крупными сочинениями Тамары Блаевой. В исполнении симфонического оркестра Кабардино-Балкарской гоcударственной филармонии звучит ее "Первый фортепианный концерт", произведение сложное и многогранное по своей фактуре с виртуозной сольной партией. Будучи превосходной пианисткой, эту партию великолепно исполнила сама Тамара.

А в 1979 году на концерте VII Пленума Союза композиторов КБР прозвучала ее "Первая симфония". Вторично она исполнялась в октябре 1981 года во Всесоюзном Дому композиторов в программе Дней культуры и искусства КБР, посвященных 60-летию автономии республики. Прозвучавшее в столь престижном зале, это произведение, несмотря на сложность музыкального языка, получило большое одобрение публики и прессы. Т. Блаева показала себя достаточно зрелым мастером, обладающим неординарным художественным мышлением, владеющим законами симфонического развития и композиторской техникой, основанной на отличной школе. Драматургическая линия симфонии логически выстраивается от углубленной философской первой части к динамичному финалу. Музыка захватывает интеллектуальной наполненностью, сочетанием страстности и лиризма.

Там же, в концертном зале Дома композиторов, с успехом прозвучала ее "Баллада об Адиюх" для голоса и фортепиано по мотивам нартского эпоса.

Надо отметить, что с самого начала знакомства с адыгской культурой, Тамару привлекал, в первую очередь, именно этот героический эпос с его поэтикой и музыкальным богатством. К нему она вновь вернулась в одной из последних симфонических работ - "Увертюре по мотивам нартского эпоса".

Вообще, использование народного материала в творчестве Блаевой отличает глубоко профессиональный подход. Ей чужды популизм и псевдодоступность, эксплуатация того, что как бы "на слуху" у публики, прямое цитирование фольклора. Как независимо и масштабно мыслящему автору, Тамаре удавалось, сохраняя национальный дух и образность, особенности ладо-ритмической структуры, драматургически претворить незатейливую фольклорную интонацию в произведение большой художественной силы.

Последнее десятилетие стало для Блаевой периодом стремительного творческого роста, активной композиторской и научной работы. особенно ярко в эти годы она проявила себя в камерно-инструментальном жанре. Это "Соната для скрипки и фортепиано", "Струнный квартет" - сочинения смелые, самостоятельные по своей композиции и художественным средствам. Также в эти годы ею написано очень эмоциональная и цельная по форме "Соната для фортепиано". В 1987 году на концерте выездного секретариата Правления Союза композиторов Российской Федерации, проходившем в Нальчике, эта великолепная соната прозвучала в исполнении автора.

Много и интересно работала Тамара Блаева в жанре хорового искусства. Ее "Триптих" для детского хора и камерного ансамбля (из кабардинской народной поэзии в записи Заура Налоева) - пожалуй, первое национальное произведение, написанное в такой форме. Следующее крупное сочинение этого жанра - "Патетическая триада" для смешанного хора и большого симфонического оркестра - стало свидетельством подлинной творческой зрелости автора. Музыку Тамары Блаевой отличает безусловный профессионализм, природное ощущение границ художественного вкуса. В конце 80-х годов раскрывается дар композитора в жанре вокальной музыки. Блаева создает песни, романсы, баллады, вокальные сюиты. Ее цикл "Монолог горянки" на стихи Танзили Зумакуловой, баллада "Роза Пиринеев" на стихи Али Шогенцукова, исполненные нашими ведущими певцами, подкупают мелодизмом и лиричностью. А ее волнующая песня "Пусть никогда не умирают дети" на стихи Кайсына Кулиева звучит как гимн миру, утверждение идей нравственности и добра.

Новый импульс приобрело песенное творчество Тамары с рождением дочери. Написанные ею в этот период песни для хорового и сольного исполнения оказались, пожалуй, наиболее заметными и убедительными работами композитора. Стали популярными ее яркие, образно выразительные, проникнутые тонким ощущением детской психологии песни "Удод", "Солнышко", "Одуванчик", "Журавлиный клич". А замечательный цикл "Игры детей" на стихи Заура Налоева впервые прозвучал в 1989 году на XII Пленуме Союза композиторов Кабардино-Балкарии. И надо было видеть, с каким неподдельным воодушевлением ее исполняли дети и воспринимал зал.

Другой стороной деятельности Тамары Блаевой была ее научно-исследовательская работа в области адыгского музыкального фольклора. С 1977 года она являлась старшим научным сотрудником сектора искусств Кабардино-Балкарского института гуманитарных исследований. Тамара Адильевна с увлечением участвовала во многих музыкально-этнографических экспедициях, проводимых на территории республики. Ею собран и обработан уникальный материал по песенному музыкальному фольклору кабардинцев.

Начиная с 80-х годов, в Москве стало выходить многотомное издание "Народные песни и инструментальные наигрыши адыгов". В расшифровке и записи музыкального материала, вошедшего в это издание, большая роль принадлежит Тамаре Блаевой. Она - автор многочисленных научных публикаций, посвященных исследованию разных аспектов народной песни: мелодики, ритмики, традиционных видов многоголосной фактуры, особенностей строя, вопросам их жанровой классификации.

Блаева была участницей многих всесоюзных и региональных специализированных научных конференций и симпозиумов, на которых выступала с докладами. Она - автор первой большой работы в области адыгской музыкологии "К вопросу о системном типологическом исследовании традиционной музыки адыгов". Обобщением ее научных изысканий стала диссертационная работа по теме "Традиционное песенное искусство адыгов".

Научными наставниками Тамары были замечательные московские ученые Е. Гиппиус и Б. Ефименкова. Им принадлежал слова: "Из нее мог вырасти настоящий ученый, создавший свою школу учеников".

Тамара Блаева успешно прошла предварительную защиту своей диссертации в Москве. Готовилась к защите... Но через несколько месяцев ее жизнь оборвалась. Тамара Адильевна скончалась 9 июля 1990 года и была похоронена на Николо-Архангельском кладбище в Москве.

Но творчество и научные достижения Тамары Блаевой стали прекрасной страницей летописи музыкальной культуры Кабардино-Балкарии.

              Земфира БАЛАХОВА,
             старший преподаватель кафедры музыки и ИЗО КБГУ
             

 

на главную